Конференция «Ребенок и образование: как сохранить здоровье».

Седьмого декабря на базе МДОУ « Березка» и МБОУ « Березовская СОШ» прошла районная конференция «Ребенок и образование: как сохранить здоровье», в которой приняли участие 35 педагогов и специалистов, 23 родителя.

Цель конференции: информирование о ранней психолого-медико-педагогической помощи детям дошкольного возраста; формирование положительного отношения к ранней помощи в целом, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами.

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец, доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 %   новорожденных имеют перинатальную патологию. Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции.

В дальнейшем предполагается организация службы ранней  помощи, которая будет решать следующие задачи:

1.​ Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2.​ Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.

3.​ Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4.​ Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни ребенка.

5.​ Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6.​ Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7.​ Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.

У нас в районе есть мощный ресурс — ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), в состав которой входят компетентные, неравнодушные специалисты. На ПМПК службой ранней помощи в дошкольных учреждениях могут быть направлены:

1.​ Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, органическим поражением ЦНС, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2.​ Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

3.​ Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.

Для того, чтобы ранняя помощь была эффективной участниками  конференции был определен задел на будущее:

  • Обучение воспитателей по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ;
  • Обучение педагогов по направлениям — дефектология, психология, логопедия;
  • Организация предметно-развивающей среды в ДОУ и школе;
  • Организация психолого-педагогического обследования выпускников ДОУ с целью выявления актуального уровня развития и определения программы обучения в начальной школе.

Если нам удастся организовать взаимодействие всех служб ранней помощи, то результаты  не заставят себя ждать:

— будет организована комплексная помощь детям с ОВЗ всеми специалистами дошкольных групп, школы;
— преодолены трудности в обучении, воспитании, социализации, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— повысится квалификация педагогов и специалистов через самообразование, курсы, взаимообмен опытом специалистами района и края;
— создана методическая копилка специалистов по работе с детьми с ОВЗ;
— налажено отслеживание успешности выпускников с ОВЗ, как результата деятельности службы сопровождения.

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка! Улыбаться может только счастливый ребенок, который чувствует себя комфортно среди детей и взрослых! Кому, как не нам, взрослым, создать условия комфорта для ВСЕХ детей.

Отдельные слова благодарности за помощь в организации конференции Шиловой Н.Л., Ильяшевич И.В., Шпиневой М.С., воспитателям ДОУ « Березка»,  педагогам и поварам школы.

Учитель-логопед   Сазонова О.В.

Конференция